1. "Лавр" Евгения Водолазкина. Просто и легко о вещах сложных и страшных. Постмодернизм и вот это вот всё. Сусальность перебивается только за счёт юмора:
Кто жил во Львове, было непонятно. На львовской улице каравану встретился мещанин Степан. Степан был нетрезв, и язык его не определялся. Мещанин грозил едущим кулаком. Поскользнувшись на навозе, он покатился под лошадь одного из стражников. Конское копыто опустилось на Степанову руку и переломило кость. Уложив Степана на повозку, послали за Арсением.
Как имя твое, человече, спросил Арсений, стягивая Степану руку холстиной.
Степан шевельнул здоровой рукой и промычал нечленораздельное.
Судя по жесту, его зовут Степан, предположил купец Владислав.
2. "Ойкумена" Игоря Николаева. Ну, это не "большая литература" и вообще про "девушку Елену, которая попадает..." К счастью, на этом долбаный канон заканчивается. И если кто гонял в Darkest Dungeon - будет хорошо )) Плюс "байки полевой медицины". Из примечаний:
Роберт Листон (1794-1847), британский медик, прославленный скоростными ампутациями (за две-три минуты). Помимо этого знаменит тем, что однажды добился смертности в 300% - по ходу операции ампутировал ногу пациенту (который затем умер от гангрены), порезал пальцы ассистенту (с тем же исходом), задел ножом одного из наблюдателей, который немедленно скончался (скорее всего, от страха и сердечного приступа).
UPD: За наводку на "Лавра" спасибо