Да, герои были. И - настоящие.
..Что такое героизм? Наверное, выполнение своего долга в исключительно сложных условиях – и тогда, когда нет времени подумать, сильнее ли окажется тебя твой инстинкт самосохранения, и тогда (самое сложное) когда такое время – есть. Тогда принимать решение вдвойне сложнее – когда, осознавая всю опасность, есть четкое понимание, что нужно идти лишь потому, что хуже – не идти вовсе. И есть время понять, что, скорее всего, вернуться не суждено. И еще – иногда твой выбор становится лично твоим, не приказами, ни уставами не предусмотренным. Наоборот, приказы может, подсказывают более рациональный для сохранения собственной жизни путь. И еще: не факт что твой выбор поддержат остальные, находящие веские причины для выбора именно «рационального пути». Тогда и остается – идти, потому что ты так решил сам. Осознанный выбор в отречении от инстинкта самосохранения.
Уникальность Брестской крепости – так сложилось, что почти все те, кто находился в ней на момент начала войны, имели возможность принять самостоятельное решение. Вернее комплекс решений – схватить винтовку и бежать в подвал, бежать в подвал, не схватив винтовку, бежать без винтовки – но не в подвал, или же, все же с винтовкой – но не в подвал..
Главное – у всех появился выбор. Предвоенными планами подобная ситуация предусмотрена не была, и у каждого появилась возможность действовать так, как подсказывает совесть, ну и в общем рационализм. Самое рациональное – да и оптимальное: покинуть Крепость и побыстрее. Потом разобраться, что к чему – а пока покинуть Крепость, оборона которой все равно не предусмотрена, наоборот – оставаться в ней это значит дать возможность врагу разгромить твое подразделение. Логично?
Нашлись те, кто не последовал логике.
«Нелогичные»
Посреди частей, дислоцировавшихся перед войной в Крепости были 84 сп и 333 сп. Их отличие в том, что оба они, в отличие от других, здесь же размещавшихся частей Красной Армии должны были защищать саму Крепость – только батальон из состава 84 сп в случае полномасштабного вооруженного конфликта (заняв предварительно позиции полевого заполнения УР в полосе, включавшей Крепость), а батальон 333 сп – в случае приграничной провокации, служа усилением для пограничных подразделений, охраняющих границу на данном участке (например, Западном и Южном островах Брестской крепости).
Когда в 3.15 разорвались первые снаряды…Тогда что, по логике должны были делать те батальоны, которые предназначались для защиты Крепости? Вернее – их рядовой, и младший командный состав да несколько три дня назад прибывших из училища лейтенантов, ночевавших в общежитии начсостава (так как начсостав жил на квартирах вне Крепости)? Наверное, так: батальон 84 сп должен был решить – что начавшееся – приграничный конфликт, и спуститься в крепкие подвалы, ожидая указаний (покидать Крепость 84 сп (штаб полка и батальон) в любом случае права не имел). Ну а батальон 333 сп – счесть немецкий артналет началом полномасштабных военных действий (ведь в них участвует тяжелая артиллерия) и спуститься в не менее крепкие подвалы или же покинуть Крепость, пытаясь выйти на рубежи, установленные планом прикрытия.
То есть, в итоге, по логике то – ни то ни другое подразделение, грамотно рассудив, и не должны были идти к границе, где, в сотне метров от крепких подвалов, уже раздавались первые редкие выстрелы из стрелкового оружия – батальоны Набера и Праксы открыли стрельбу по ошеломленным пограничникам…
Логично было бы, решить, что - «там есть, кому разобраться» или - «пограничники там сами все сделают. Чо, стрелять то поди умеют…у нас то другая задача». И из подвалов, куда успели сбежать после первых же залпов – не выходить, тем более, что немцы, перенеся огонь, начали долбить те участки, где и находились спасительные подвалы..
Но некоторые приняли нелогичное решение.
***
…..Зачем лишние фантазии? И без этого-то вся эта история больше похожа на небылицу, да может и является таковой…Я не знаю ничего – ни тех, кто это сделал, ни когда именно они решили - «мы - идем». Я не знаю ничего кроме короткой фразы - «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ НА ЗАПАДНЫЙ ОСТРОВ». Вот и все. Тут ведь все от формулировочки зависит, как ты сам для себя сформулировал – «полномасшабный конфликт» или «инцидент». «Да война это, война, вон как лупит, не наше дело!» - инстинкт самосохранения обладает вероятно под снарядами тяжелой артиллерии особенно зычным голосом.
А «мужики, пограничников надо иди выручать» - тихо, едва слышно…Вот и услышали лишь «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК» и «ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ»
Их и увидели то случайно, да как то так и мелькнуло - вскользь, нехотя…Может и литобработчик-то мемуаров фразу вписал, не подумав – как много за ней кроется. Может – цензор тоже не подумал, что фраза то она того, знаковая…
Грохотало, и шаталась земля – а в подвале 333 сп теснились укрывшиеся там бойцы того самого батальона, который должен быть идти сейчас (конечно лишь в случае приграничного конфликта) туда, куда «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ». Каждый сделал свой выбор – большинство спустилось в подвал или сразу же покинули Крепость, а потом приняли бой на окраинах Бреста, и геройски прошли всю войну, и удостоены наград, и писались благодарными потомками десятки и сотни хороших книг с правильными словами и четко построенными фразами…
А тогда, утром 22 июня всего лишь «НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОБЕЖАЛИ ПО МОСТУ».
Их больше нигде не видели и ничего о них не слышали.
***
Наверное, батальон 84 сп счел так же – что происходящее скорее относится к компетенции 333 сп, ведь явно – «приграничный инцидент», война то не объявлялась. Из Крепости уходить нельзя – необходимо дождаться приказа. Ну, а без приказа…Пока же – необходимо укрыться в подвалах..
И у некоего подразделения 84 сп, наверное – из состава того самого батальона что и должен был защищать Крепость, тоже был такой же выбор – укрыться в подвалах и дождаться приказа (что логично), или – (что не совсем разумно) кинуться, через Холмский мост, на Южный остров – и занять те позиции, что были предопределены планом обороны. ..
…Мы не знаем, кто они, но знаем – они пошли на Южный. Даже не успев одеть гимнастерки – в белых нательных рубахах. Как они сражались, и сколько их было – тоже. Но они сражались – почти четыре часа, пока не был исчерпан боекомплект, держались где-то по линии главного вала на Южном. Потом – вероятно кинулись в спасительную Цитадель на Центральном острове: но уже слишком поздно, не добежать – и берег был покрыт «трупами в белых рубахах». Кто то – отступил в здание школы МКС, но немцы вскоре уже врывались и туда..
Мы не знаем, кто они, но гораздо больше знаем об их трупах – собственно и первые догадки о том, что кто-то из 84 сп все таки пошел на Южный, появились после упоминания о «трупах в окопах» и стало ясно, что все таки кто-то пытался эти окопы занять…
.
ну и два-с
Наблюдатель от партии КПРФ по участку №2637 в Москве Наталья Ярыгина
задержана полицией после того, как сперва отказалась за вознаграждение
перераспределять голоса, поданные за «Яблоко», между «Единой Россией»,
КПРФ и «Справедливой Россией», а затем назвала «холуйкой» главу участка,
сообщила сама Ярыгина «Газете.Ru».
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/12/05/n_2122598.shtml
нелогичное решение, да. А царь-батюшка-то, вестимо, ничего не знает. Это все злые бояре перегибы на местах учиняют.